НАРОД НОГАЯ   независимый исторический проект

Аутентичный взгляд на ногайскую историю и наследие.

вторник, 9 августа 2016 г.

МЫ НЕ ТАТАРЫ

В исторических источниках встречается то,что ногайцев повсеместно параллельно именуют татарами .Однако само название татары не означает вовсе что это наше истинное имя или самоназвание - татарами звали на то время кого угодно: и карачаевцев и азербайджанцев и даже даур(маньчжурское племя на дальнем востоке) так,например кумыков вместе с караногайцами раньше называли дагестанскими татарами: "К 1890-м гг. относятся появление ряда работ по антропологии кумыкского народа. Авторы того времени, особенно Эркерт и Пантюхов, отмечали у кумыков значительную монголоидную примесь, хотя их выводы не всегда убедительны[49]. Подобная точка зрения была отмечена в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, издававшемся в конце XIX — начале XX веков: Татары дагестанские, или кумыки, по восточному побережью Каспийского моря, от Терека почти до Дербента…. По Шантру, они представляют черты монголоидные, сильно семитизированные. Головной указатель 84,7; форма головы очень круглая. К ним причисляют ногайцев, сильно омонголизировавшихся от смешения с калмыками ↑ Тюрко-татары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907". Штернберг там же в ЭСБЕ сообщает, что на Западе термином «татары» еще в XIX в. называли совершенно разные по языку и расовым признакам народы — монголов, тибетцев, тунгусов, тюрков. Так, Татарский пролив получил свое название вследствие того, что французский мореплаватель Жан-Франсуа Лаперуз счел обнаруженных им в 1787 г. на берегах этого пролива жителей — нивхов и орочей — народами татарского происхождения. В Европе Монголию до XIX в. называли Татарией. Ремюза в названном исследовании рассматривает маньчжур, монголов, тибетцев и тюрков как народы, имеющие общее татарское происхождение. также среди упоминаний в исторических источниках легко можно найти «узбекских татар»,«казахских татар»,«калмыцких татар»под которыми подразумеваются соответственно узбеки ,казахи,калмыки и проч. Из чего легко сделать вывод ,совершенно справедливый,что татарами прежде именовали многие совершенно разные народы,которые ни к казанским татарам- потомкам в основном булгар(Д.М.Исхаков),ни к татарам вообще не имевших никакого отношения. Так что то,что раньше по ошибке нас именовали в исторических источниках сначала кубанскими,а потом кундровскими татарами вовсе не означает,что мы и в самом деле татары наше историческое имя и самоназвание «ногай»: Как описал П.И.Небольсин в середине 19 века как растолковывали наши предки ему свое происхождение: ".....Если обратиться к этимологическим разъяснениям сло́ва «кундровский татарин», то мы получим его перифразис: «ногаец-припущенни́к»." П.И.Небольсин Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник Императорского Русского географического общества. Ч. 2. 1851. Само название татары не означает вовсе что это наше истинное название - татарами звали на то время кого угодно: и карачаевцев и азербайджанцев и даже даур(маньчжурское племя на дальнем востоке) мы ногайцы, сами по себе отдельный самобытный народ у нас свои антропология история,менталитет и язык,отличные от татарских а значит именуя себя как то иначе чем «ногайцы»мы искажаем собственную историю,отказываемся от своих предков не уважая сами себя В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX — первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи Энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары — потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев»[ Так например Адам Олеарий различает та- тар крымских (или перекопских), касимов- ских, казанских, черемисских, ногайских, заволжских, булгарских, калмыцких, чер- касских, дагестанских. Излагает историю завоевания татарских ханств, Астрахань представляет столицей Ногайской Татарии,очевидно так что татарами именовали совершенно разные народы при этом не бывшие татарами никак (например калмыки,черемисы итд). По сути "татары" это собирательное имя фактически современные татары к татарам историческим не имеют отношения думаю этого достаточно чтобы понять что мы никакие не татары и еще про то,как нас причислили к татарам О ТОМ, КАК ИЗ НОГАЙЦЕВ СТАРАЛИСЬ СДЕЛАТЬ ТАТАР И КУМЫКОВ Когда появилась возможность говорить о проблемах народов, подвергшихся тоталитарному издевательству, Советский фонд культуры в 1989 году собрал в Москве представителей ногайского народа, чтобы заслушать доклады обо всех невзгодах. На заседание были приглашены видные учёные, в той или иной степени соприкасавшиеся с проблемами ногайцев, среди которых оказался и Н. А. Баскаков. Я знал его труды, и мне было любопытно послушать его, однако большинство приехавших не обратили внимания на седого, старого человека, апатично оглядывав шегося по сторонам и увлечённого, в основном, протиранием своих очков. Когда же ему предоставили слово, его речь потрясла всех присутствующих. Стенографическая запись той памятной речи должна храниться в Российском фонде культуры1. Учёный произнёс буквально следующее: «Я чувствую себя виноватым перед вами, ногайцами… В начале 30-х годов по заданию Миннаца я объездил все районы проживания вашего народа. Мне, тогда молодому специалисту по тюркским языкам, было поручено сделать анализ и определить возможности создания письменности и возможности обучения детей ногайскому языку в школах. В силу большой рассеянности ногайских населённых пунктов и невозможности в те времена практически решить вопрос централизованного обучения, я предложил, чтобы астраханские ногайцы обходились татарской письменностью и пользовались учебными пособиями из Казани, дагестанские ногайцы могут воспользоваться письменностью и литературой, издаваемой для кумыков, крымские ногайцы могут воспользоваться письменностью и литературой крымских татар. Такое заключение подсказывалось условиями на местах, но я себя корю за это. И теперь понимаю, к чему это привело…» Последствия известны. Астраханские, юртовские и карагашские ногайцы были переписаны татарами, бабаюртовские и сулакские ногайцы в Дагестане частично ассимилированы кумыками, а оставшаяся часть изъясняется на кумыкском языке. Крымские ногайцы ещё до появления интеллигенции с национальным самосознанием были выселены со всем населением полуострова, потеряв в результате стихийного возвращения этнотерриторию, распылились, и об их самобытности не может быть и речи. Возможно, что крупный профессор не до конца был искренен, он, видимо, имел заранее известную цель ещё в те далекие годы, направляясь в районы проживания ногайцев. Уже тогда прогрессивная часть тюркских деятелей культуры делала попытки создания единого литературного языка для всех тюркских народов, проживающих на территории СССР. В то время народы намного малочисленнее ногайцев имели свои автономии. Представители прогрессивной интеллигенции астраханских ногайцев(А.Умеров,Б.Абдуллин Н.Гасри-Ногайлы и мн. др.)подверглись гонениям и уничтожению задолго до массовых репрессий в стране. Что произошло с сибирскими ногайцами, мы не знаем, но, видимо, их постигла та же участь. Правы ногайские обыватели, утверждающие, что на протяжении всего этого века ногайский народ состоял в чёрных списках… (Из книги Исы Капаева "Бессмертная смерть" Ставрополь Шат-гора 2004.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий