НАРОД НОГАЯ   независимый исторический проект

Аутентичный взгляд на ногайскую историю и наследие.

среда, 9 марта 2016 г.

Досмамбет Азавлы

Досмамбет Азавлы


Досмамбет Азавлы
Досмамбет Азавлы.jpg
Личная информация
Имя при рождении:
Досмамбет Азавлы
Прозвище:
Азавлы (Азовский)

Досмамбет Азавлы (Азовский) (1490 - 1530) – один из основоположников ногайской поэзии, ногайский йыравшы, полководец и батыр.

Биография

В течение XVI – XVII веков нижний Дон был ареной активного столкновения интересов Турции и ее вассала – Крымского ханства с одной стороны и быстро крепнущего Русского государства - с другой. В 1555 году в результате междоусобной войны до этого единое Ногайское государство распалось на Большой Ногай и, так называемый, Казыев Улус – Малый Ногай, кочевавший в степях Северного Кавказа. Традиционно считается, что в Большом Ногае верх одерживала прорусская партия, в то время как Малый Ногай был под турецким влиянием. Но на самом деле не все было так просто. Известно о существовании сильнейшей оппозиции в XVI веке в Большом Ногае во времена правления бия (князя) Исмаила, оказывавшей влияние на внешнеполитические шаги государства. К сожалению, не изучена еще внутриполитическая борьба в Малом Ногае. По косвенным данным можно говорить, что там существовала довольно сильная оппозиция, выступавшая против протурецкой ориентации. К ней принадлежал ногайский классик, поэт Досмамбет Азовский.
Досмамбет родился в городе Азове в начале XVI века в семье знатного ногайского феодала. Получив традиционное воспитание в стенах Азова, он вырос не только отличным воином, чья слава гремела далеко по ногайским кочевьям, но и горячим патриотом родного города. Вот как тепло пишет об Азове Досмамбет в одном из лучших своих произведений: Начинаются реки с одинаковых ручьев. В чем Стамбулу уступает стольный город мой Азов? Чем я хуже ханских деток? Тем, что мой отец – не хан? Разве я плохой наездник? В чем скажите мой изъян? За ним закрепилось прозвище «Азавлы», что означает «сын Азова».
Свободолюбивый поэт и в политической области выступал против всякой зависимости Малого Ногая от Турции. Все свое мастерство Досмамбет посвятил борьбе против турок. Народ прозвал его «поэтом-воином», борцом за справедливость и свободу. Ради своих убеждений ему даже пришлось покинуть родной город, а затем принять смерть в бою.
Стихи Досмамбета впервые были опубликованы М. Османовым в Петербурге в 1883 году в сборнике «Ногайские и кумыкские стихи»[1]. «Поэзия погибающего воина» - так принято в народе говорить о творчестве поэта. Такой характеристике предшествовала и глубокая трагедия в судьбе Досмамбета. У Досмамбета было двое сыновей – Эсей и Косай. По воле своего сердца Косай оказался в стане противников своего отца. Влюбившись в турчанку, он ушел с ней к туркам, вступив в их отряд. Досмамбет, возвращаясь ночью домой, сталкивается с неприятелем. Тут же разворачивается битва, и в пылу сражения он своими руками убивает сына. Это событие глубоко потрясло старого воина, и он написал полное скорби стихотворение «Мой Косай». В одной из битв с турецкими аскерами, вырвавшись из окружения, Досмамбет, вдруг обнаруживает, что в горячке он потерял свою камчу – символ власти, мужского достоинства и, возвращаясь за ней в стан врага, получает смертельные раны. За озером, где лес стоит сосновый, Случайно мной камча обронена. Оленья шкура служит ей основой, Ремни – из кожи юного слона. А рукоять из меди как искрится, Обернутая нитью золотой! Вдруг крот ее изгложет иль лисица… Что скажет мне Азов престольный мой? Ногайский учены Ашим Сикалиев утверждает, что эти реальные события затем в виде степной легенды распространились среди малороссов. Н.В. Гоголь в переписке с родными часто просил их выслать степные легенды, и уже известная нам легенда оказалась в его библиотеке. Ее легко узнать в знаменитом произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Так произведения азовского поэта, утверждает Сикалиев, вдохновили великого русского писателя написать бессмертное произведение. Это пример взаимодействия и взаимопроникновения двух культур, имеющий глубокие корни в истории.
Поэтическое наследие Досмамбета во всем его богатстве и разнообразии дошло до нас сегодня. Среди ногайцев Дагестана его песни стали истинно народными, их знают и исполняют на торжествах. Многие песни прославляют его родной город: «В чем Стамбулу уступает стольный город мой Азов?»[2].


Мой Косай В неполных восемнадцать лет успел ты возмужать, Рос не по дням, а по часам, чтоб быть отцу под стать. Как солнца луч, ты мне светил в весенний месяц май, Украсил ты кыпчакский род, цветок степей — Косай!
Не зря отец твой Досмамбет, наследника любя, Сам жеребенка изловил арканом для тебя. Растил и холил жеребца, а время подошло, Он сам сынишку посадил в походное седло.
С дней детских лоб твой не знаком был с бритвою не зря, — И вот украсил славный чуб чело богатыря! Чуб развевался на ветру, как знамя, тут и там, И гусь летящий посылал тебе с небес салам.
Таким ты был, мой сын Косай, отважный молодец, Когда поехал на войну бить турок твой отец. И турки — славные бойцы, что истину скрывать! — Да только твой отец умел и турок побеждать.
Ты не видал тех битв, Косай, а мне в ночном бою, Увы, увидеть довелось и смерть, и кровь твою… Победа славною была, бесценным был трофей, — То слезы поздние отца, боль матери твоей.
От горя разум потеряв, запричитала мать, Отец уж сына не найдет, хоть будет век искать… Страданье душу укрепит, осилю я беду, И утешение себе в боях с врагом найду.
Пускай земля родных степей твою не давит грудь, Ты смерти заглянул в глаза, избрав отважных путь. Ты так мечтал, чтоб враг не смел родной земли топтать! — Не думал в лагере врагов я сына повстречать!
Узнай, Косай, что кровь твоя к отмщению зовет, Не забывает о своих сынах степной народ. Святая кровь твоя отцу и брату дорога — Мы будем, не жалея сил, в боях рубить врага!

Эй, люди, проезжайте мимо!.. Зачем заглядывать в мой дом? Иначе выйдут оба сына, — Что скажете вы им потом?
Коль Исакая и Косая Увидите в родной стране, И, землю с плачем обнимая, Они вас спросят обо мне,
Скажите им, что дом из бурки Отец в степи соорудил, Что ранили в сраженье турки, И я приду, коль хватит сил…
Но если душу хоть немного Не облегчит им ложь моя, Скажите: хоженой дорогой Пошел проведать предков я…

Начинаются все реки с одинаковых ручьев, В чем Стамбулу уступает стольный город мой Азов? Чем я хуже ханских деток? Тем, что мой отец — не хан? Разве я плохой наездник? В чем, скажите, мой изъян?
Я не хуже сына бия, не обижен Богом я,в Азове всех джигитов знаешь с детства ты, и все ж, Коновязь для аргамака, Досмамбет, ты не найдешь!
Всеми предан… в диком поле дует ветер ледяной, Много дней пройдет, покуда стает снег в степи весной. Одинокая кибитка Досмамбета вдаль везет, Он не видит рядом друга, только степь да гулкий лед!
И скитальцу безотказно служит лишь своя рука, Едет он навстречу солнцу, и дорога далека… Мир загадок дивных полон, коли ты еще юнец, К старости — он станет ношей, непосильной под конец…
Жизнь промчится, и ворота распахнутся в царство мглы. Да покинет мир несчастный Досмамбет Азаулы![3].

  1.  В [­[1]]
  2.  В [­[Ярлыкапов, А.А. Славный сын города Азова [азовский поэт XVI века Досмамбет] /А.А. Ярлыкапов //Очерки истории Азова. Вып. 2. – Азов, 1994. – С. 19-21.]]
  3.  Дик Н. Ф. Страницы истории донского края: статьи и очерки /Н. Ф. Дик. - Ростов н /Д :Феникс, 2012. – С. 38-47

Комментариев нет:

Отправить комментарий