НАРОД НОГАЯ   независимый исторический проект

Аутентичный взгляд на ногайскую историю и наследие.

пятница, 11 марта 2016 г.


  • Карагашногаи-КАРАГАШНОГАЙЛАР

    [

    Карагашногай (1906 год)
    • Карагаши




      Карага́ши ,карагашногаи (ногайцы-карагаши, старое название — кундровские татары, самоназвание — карагаш-ногайлар, откара агаш «чёрное дерево»). Численность 7—8 тыс. чел. (2008, оценка), в переписи небольшая часть причисляет себя к татарам. Компактно проживают в Красноярском районе, селе Лапас Харабалинского района, селе Растопуловка Приволжского района и пригородных посёлках Астрахани — Кири-КилиСвободныйЯнго-Аул и мкр. Бабаевского. В быту пользуются языком, который некоторые специалисты считают самостоятельным карагашским языком, близким к акногайскому диалекту ногайского языка [1], а другие специалисты — отдельным карагашским диалектом ногайского языка[2][3]. Говорят также на литературном ногайском,татарскомказахском и русском языках. Сунниты ханафитского мазхаба.

      История

      Происхождение карагашей связано с Малой Ногайской Ордой (Казыев улус), которая в середине XVI века отделилась от других ногайцев Волги и Урала и переселилась на Северный Кавказ. По преданиям, карагаши кочевали тогда в районе современного Пятигорска (Бештау). В 1720—1740-х гг. вместе с другими ногайцами Малой Ногайской Орды были подчинены калмыками и были переселены ханом Дондук-Омбо в 1740 году с Кубани в низовья Волги[4], до конца XVIII в. кочевали в пределах Калмыцкого ханства. В 1771 году после ликвидации Калмыцкого ханства были оставлены в Красноярском уезде Астраханской губернии, в официальных документах упоминаются как кундровские татары. В 1788 году были образованы два селения карагашей — Сеитовка и Ходжетаевка, во 2-й пол. XIX в. — другие поселения на левобережье Волги, в нач. XX в. — в окрестностях Астрахани.Мнение Вамбери о казахском происхождении их необосновано[15]. Как писал, ссылаясь на кумыкские предания, Девлет-Мурза Шихалиев (Шейх-Али) астраханские ногайцы-карагаши получили своё имя в честь карагачских ногайцев, кочевавших в Северной Кумыкии между трёх лесов под общим названием «Кара агач» («Черный лес»)[15]. Их появление в устье Волги можно связать с пленением «многих тысяч старого и молодого обоих полов населения» Кумыкии армией Петра I во время Каспийского похода 1722 г. Сподвижник Петра I Генрих Брюс пишет, что пленников увели в Астрахань под охраной 5 тысяч казаков и 15 тысяч калмыков[16].[5] Существующая путаница в именованиях должна быть разрешена (В.М.Викторин) Вне больших сомнений, ʺкарагáшиʺ – выходцы из Малой ногайской орды, с особым диалектом и абс. преобладанием родовой группы ʺнаймáнʺ, ушедшей с двумя предводителями под власть Кубани и Крыма в Казыев улус в 1558 г. А вот "кýндровцыʺ – тоже вполне явные представители, но Большой ногайской орды, близкие и едисанцам, и юртовцам. Но попавшие в Астраханский регион много позже и тех, и других.Об этом свидетельствуют и архивные данные : Сеитовские ʺкарагáшногаиʺ, выступая под с в о и м этнонимом, сообщали  : «Мы, карагасцы … (берём ) начало породы нашей от (горских) татар(т.е кубанских ногайцев), допред кочевавших на реке Кубани, на (в) урочище Карагач …». В 1743 г., при имп - це Елисавете Петровне, « … мы начально подчинены были в управление бывшего калмыцкого хана … в пределах Астраханской губернии и тогда-то присоединились к пленным кундровским татарам. Но кундровцы впоследствии времени отделились и составляют другое общество, … (далее : «где – нам неведомо»). … Мы же, под именем сих (так ! – В.В.)…, остались на степях, занимаемых калмыками». Далее высказано большое недовольство : «… именуют нас кундровскими татарами, кои допред нас кочевали с калмыками», а «должны бы называться карагасцами (далее даже – «карагазцами»), а не кундровцами» [6]
      У ногайцев- карагашей основными маркерами служившими сохранению национальной идентичности служили общеногайский этноним «ногай» и соотнесение себя с родоплеменным названием «карагаш», а так же идентификация с определенными родами внутри этого родоплеменного объединения, каждый из которых имел свою тамгу а в прошлом –родовые кладбища и мечети 1. А так же в качестве маркера общего происхождения следует, по нашему мнению, принять и память о переселении предков из местности Карагаш в близи Кубани, что и отразилось в субэтническом именовании.(Кара-агаш- лес к юго западу от аула Кызыл-тогай в Адыге-Хабльском районе,на правом берегу р.Большой Зеленчук (цит по.М.А.Булгарова Ногайская топонимия -Ставрополь.1999 с.173)(им. в виду места традиционного проживания кубанских ногайцев-Р.И))Родоплеменная структура ногайцев-карагашей имеет прямые параллели с родоплеменной структурой кубанских ногайцев, и, в меньшей степени, караногайцев .В. Д. Пятницким был прекрасно зафиксирован факт четкой самоидентификации себя ногайцами –карагашами  –  на вопрос: «Кто ты ?», он получал ответ : «Я  карагач-нугай» (т.е  карагаш-ногай).(цит.по Пятницкий В.Д. Карагачи  // Землеведение. 1939. Т. 32. Вып. 3-4.)
      П.И. Небольсиным еще ранее в середине XIX так же были зафиксированы  память о переселении из местности Карагаш и объяснение самими ногайцами официального именования «кундровский татарин», бытовавшего тогда в отношении их как «ногаец-припущенник» что также указывает на несомненную идентификацию себя с ногайским этносом(цит. поНебольсин П. И. Кундровские татары // Очерки Волжского Низовья. Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1852.Ч.39. № 7-9)[7]
      Карагаши делились на роды и 4 племени (куб): найманасмангыт и отделившиеся от найманов тобетпес. Каждый род управлялся советом старейшин (маслагат), имел свою мечеть и место на кладбище, тамгу и боевой клич. Отдельные роды в составе карагашей образовывали кочевавшие вместе с карагашами мангышлакскиетуркмены (туркпен) и казанские татары, в конце XVIII — начале XIX вв. служившие в армии, потом покинувшие её, жившие в казахской Букеевской Орде и во 2-й пол. XIX в. приписанные к обществу карагашей (калпак). Небольшая группа карагашей, тесно связанные с казахами Букеевской орды, испытали влияние казахского языка и культуры, во 2-й четверти — середине XIX в. переселились к ханской ставке в Урду (в современной [[Бокейординский район Западно-Казахстанской области вКазахстане).
      В рамках политики унификации малых народов с 1926 года в переписях карагаши записывались «татарами»[8], с конца 1930-х годов в школах преподавание велось на татарском, с 1964 — на русском языках. С конца 1980-х годов у карагашей идёт процесс возрождения самосознания и ногайской культуры, устанавливаются тесные контакты с ногайцами Северного Кавказа. В 1990-х гг. в школах введено преподавание ногайского языка и литературы. В 1991 в Астрахани создано общество ногайской культуры «Бирлик», в 2003 — Молодёжный центр ногайской культуры «Эдиге». Проводятся ежегодные межрегиональные «Джанибековские чтения», Дни ногайской культуры, создаются песенные и танцевальные коллективы.
      При этом сохраняется тесная связь с татарским культурным ареалом, особенно в городской местности, то есть можно говорить не о смене, а о расширении культурного поля карагашей. Как одно из следствий связи с татарским миром можно отметить и обратное влияние ногайского языка и культуры на язык и культуру татар Астрахани и Астраханской области. Браки между карагашами и татарами не воспринимаются как смешанные как внутри карагашской общности, так и у татар и у окружающих народов. Одновременно с этим в некоторых местах (с. Малый Арал) наблюдаются интенсивные взаимные ассимиляционные процессы с казахским населением.
      Одной из проблем современных карагашей стала разработка газового месторождения в районе их компактного проживания, создавшая необходимость их переселения из санитарно-защитной зоны и как следствие ускорение ассимиляции.

      Культура

      Основное традиционное занятие — полукочевое скотоводство. С кон. XIX века стали переходить к овощеводству, с нач. XX в. — к рыболовству. С коллективизацией кон. 1920 — нач. 1930-х гг. карагаши насильственно переводят на оседлость, рыболовство становится основным занятием. Сохраняется искусство изготовления туфяков (миндеров) с шёлковым чехлом с аппликацией (карга тил). До 1970-х гг. делали шерстяные ковры-киизы (кийиз). Калмыцкое влияние прослеживается в типе разборной юрты (караш уьй).

      Одежда

      Характерны :мужская одежда - шепкен(черкеска)но без газырей(см.статьи Ф.Каноковой),мужской головной убор-папаха-кубанка, женские головной убор мезбек и бобровая шапка,женский каптал по типу общеногайского с нагрудником-с тоьстуьйме. Девушки до 1930-х гг. носили серьгу в правой ноздре (алка). Невеста надевала конический головной убор (саукеле) и покрывало (бой тастар), скрывавшее фигуру. Были распространены элементы татарской одежды (напр., женская расписная обувь или мужские тюбетейки), узбекские халаты и ткани для женской одежды.

      Кухня

      Сохраняются блюда ногайской кухни:
      • мелко нарубленные отварное мясо и тесто (турама (блюдо));
      • тушёные внутренности с картофелем (кувырдак);
      • солёный сыр (пслак);
      • солёный сушённый на солнце творог (кырт);
      • пшённая или рисовая каша на молоке (куже);
      • кусочки варёного теста, заправленные кислым молоком (салма);
      • обжаренные ломтики теста (бавырсак);
      • лепёшки с фигурными краями (кыздармыш);
      • хлеб, запечённый между двумя сковородами в золе (калакай),
      • сладкий пирожок полукруглой формы и фестончатым швом с повидломурюком или изюмом (май бурек).
      Из напитков употребляется чай с молоком, чай, сваренный на молоке (ногай-шай, кара-шай) кислое молоко (ак), в прошлом — кумыс из кобыльего и шуват — из верблюжьего молока.

      Свадебные обычаи

      Для свадебного обряда (той) характерны обычаи знакомства родителей жениха и невесты ((исык)эсик ашар); привоза подарков от жениха (кода-туьсер-той); забоя скота на свадьбу (той мал сойнар); застолье на стороне невесты (кыз якында той) и жениха (икон той, то есть большой той); соревнование (джиин) мужчин в исполнении эпоса и стихотворных поздравлений; угощение невестой и её родственницами родных и друзей жениха чаем (келин шай) и др.

      Музыкальная культура[править | править вики-текст]

      Эпические и бытовые песни (джыр, йыр, оьзин ногай джыр) исполняются мужчинами (без сопровождения). Известные певцы — Курбан-Гази из Керменчика и Мамбет Кыркуьйли (кон. XIX — нач. XX вв.), Абдулла Шамуков (1911-91) из с. Лапас. В XX в. были заимствованы элементы татарского песенного и танцевального фольклора.
      Музыкальные инструменты — гармоника (саз, прежнее название кобыз) и бубен (кабал), скрипка (кобыз/кубыз); до кон. 1990-х гг. сохранялась традиция игры надомбре.

      Религия

      Сохранялась вера в мифических существ (албаслы, джалмауза, бир-танов, су-анасы и др.). Распространено почитание суфийского аулья (места погребения) Сеит Баба Ходжетайлы на кладбище у с. Малый Арал Красноярского района. Это практика языческая, не-исламская на базе доисламских верований.((Сказал Имам Уалию-Ллах ад-Дахляуи, прозванный у Ханафитов «ХуджатуЛлахи ‘аля аль-Аламин» (умер в 1176 г), да смилуется над ним Аллах: «Каждый, кто пошел в местность Аджмир, или к могиле Саляра Масуда, или в другие подобные места, чтоб просить свои нужды, тот грешник, а грех его страшнее, чем убийство и прелюбодеяние, ничто не сравнится с этим, кроме того, [что совершали] те, кто поклонялся сотворенному, либо как те, кто поклонялся ал-Лату и аль-Уззе».(Книга «Тафхимат аль-Иляхия», 2/45)
      Сказал Сон’у-Ллахи аль-Халяби Ханафи (умер в 1120 г), да смилуется над ним Аллах: «В наше время появились среди мусульман, группы, которые заявляют, что «Аулия» могут распоряжаться [в делах этого Бытия] при своей жизни и после смерти. К ним можно взывать о помощи [истигаса] в трудных ситуациях и бедах, посредством них раскрываются трудности. Они приходят на их могилы, и обращаются к ним с просьбами выполнить их нужды, приводя в доказательство то, что [их помощь для них] есть «карамат» [чудо]… Их слова, что у «Аулия” могут распоряжаться [в делах этого Бытия] при своей жизни и после смерти, опровержением на это является Слово Аллаха: «Есть ли Бог помимо Аллаха?!». Ученые исследователи [в этих вопросах, говорят], что «Истигаса» [просьба о помощи] обращенная к умершим, в трудных ситуациях, есть Ширк в отношении Господа Миров». (Книга «Сейфу-Ллах» 3/7-15)
      Спросили у Посланника Аллаха: «Какой грех самый тяжкий?». Он, мир ему, ответил: «Делать Аллаху равного, в то время как он сотворил тебя». — Сказал Мула аль-Кари в шархе: «То есть: делать Аллаху сотоварища в твоем дуа и в твоем поклонении». (См. «Шарх машакатиль масабих», 1-128))
      Из карагашей вышли видные деятели просветительства и государственные деятели:
      • А. И. Умеров (Гумари) (1866—1933) — религиозный деятель, проповедник идей джадидизма в Астраханском крае;По нашему мнению, первым, кто выражал ногайскую идентичность на культурно-просветительском уровне был Абдрахман Умеров (Гумари). Не случайно одна из изданных им в 1912 г. книг носила название «Ногай джырлары» ( с ног. яз «Ногайские песни»), а свой многолетний труд, который правда не сохранился, он так и назвал «История астраханских ногайцев»1. Факт соотнесения себя Абдрахманом Умеровым именно с ногайским этносом, в принципе не отрицается татарскими исследователями 2. 1 А.Х. Курмансеитова У истоков ногайской книги. – Черкесск, 2009. – С.123. 2 Рахимов И.С. Общественная и просветительская деятельность Абдурахмана Умерова (1867–1933)м Казань 2013 (автореферат диссертации). – С.14.
      • А.-Х. Ш. Джанибеков (1879—1955), занимавшийся сбором фольклора и этнографией ногайцев, участвовавший в создании современной ногайской письменности;
      • Р. М. Досмухамедов (р. 1966) — торговый представитель Российской Федерации в Соединенных Штатах Америки, бывший заместитель министра по налогам и сборам Российской Федерации

      Примечания

      1.  Арсланов Л. Ш. Язык карагашей — ногайцев Астраханской области. — Набережные Челны, 1992.
      2.  Идрисов Э. Ш. К этнокультурному развитию ногайцев-карагашей // Традиции живая нить (сборник материалов по этнографии Астраханского края). Вып. 11. Астрахань, 2005.
      3.  Скрыльникова Ж. Х. Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.07 — Москва, 2008. — 193 с. РГБ ОД, 61:08-7/42
      4.  Аристов Н. И. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности. // Живая старина. Вып. III—IV. 1896. — С. 277—456.
      5.  Дагестанский ученый, кандидат исторических наук Юсуп Идрисов "Кумыкско-казахские межэтнические связи к постановке проблемы" Опубликовано: Казахи России: История и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2010.
      6.  Викторин В.М. Ногайцы Нижнего Поволжья Ногайцы 21век.мат.конф-ции 2016
      7.  Ишмухамбетов Р.В. К проблеме сохранения этнической идентичности астраханских ногайцев Астрахань 2015ю
      8.  Идрисов Э. Ш. К этнокультурному развития ногайцев-карагашей (история и современность) // VI конгресс этнографов и антропологов России. СПб, 2005.

      Литература

      • Викторин В. М. К этнической истории карагашей // Поволжский край. Межвузовский научный сборник. Вопросы социально-экономического развития и общественного движения в крае. Саратов, 1983. Вып. 8.
      • Небольсин П. И. Кундровские татары // Очерки Волжского Низовья. Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1852.Ч.39. № 7-9.
      • Пятницкий В. Карагачи (по материалам поездки в 1927 года) // Землеведение. Географический журнал им. Д. Н. Анучина. Т. 32. Вып. 3-4. М., 1930.

      Ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий